Серия пенальти — не лотерея.
О "лотереи" как правило утверждает проигравшая сторона ).
Многие футбольные люди с этим не согласны, не буду всех их перечислять., а приведу другой пример :
"«Психологическое давление в конкурентной среде» (Хосе Апестегуйя, Игнасио Паласиос-Уэрта, 2010)
У серии послематчевых пенальти есть определённые правила, утверждают испанские экономисты Хосе Апестегуйя и Игнасио Паласиос-Уэрта, которые собрали данные по 269 сериям пенальти в крупнейших клубных и международных турнирах Европы и мира.
Если принять за истину утверждение о лотерее, то команды, бьющие первыми, должны выигрывать примерно столь же часто, сколько и команды, бьющие вторыми, но на деле это не так. Команды, которые бьют пенальти первыми, выигрывают серии в 60,5% случаев, а команды, начинающие серии вторыми, выходят победителями всего в 39,5% случаев. Более того, в чистой серии пенальти из пяти ударов (без ничейного счёта после пятых ударов) команды, бьющие вторыми, побеждают всего в 27% случаев! Для «лотерейной» статистики такой перекос результатов — настоящая пропасть.
Очевидно, что на футболистов команд, бьющих вторыми, идёт психологическое давление — с вероятностью 87% они будут проигрывать уже после первого удара. Таким образом, сама по себе серия пенальти — не лотерея. Настоящей лотереей является жребий, по итогам которого определяется, какая команда выбирает очерёдность пробития 11-метровых. Естественно, все люди в здравом уме предпочитают бить первыми, если монетка показала, что решать придётся им.
Свои правила, сходные с теорией игр, есть и у вратарей, и у бьющих пенальти футболистов. Игнасио Паласиос-Уэрта, имеющий самую крупную в Европе базу пенальтистов, перед московским финалом Лиги чемпионов консультировал лондонский «Челси» о том, как бьют игроки «Манчестер Юнайтед» и куда прыгает их вратарь Эдвин ван дер Сар. Именно с помощью испанца Петр Чех, в частности, отразил удар Криштиану Роналду, но в итоге всё погубил промах поскользнувшегося Джона Терри — этот эпизод красочно описан в книге Саймона Купера и Стефана Шимански «Футболономика». В ней же авторы объясняют, почему Франка Рибери можно считать королём рандомизации при исполнении пенальти: знать, куда будет бить полузащитник «Баварии», невозможно — когда он берёт мяч, то сам ещё не знает, куда нанесёт удар.
Однако не все относятся к пенальти так серьёзно, как Рибери, поэтому у вратарей есть возможность делать шпаргалки перед важными матчами. В четвертьфинале чемпионата мира — 2006 с Аргентиной шпаргалка была у голкипера немцев Йенса Леманна, но написана она была на небольшом листке бумаги карандашом и сильно истрепалась за время матча. Леманн подолгу смотрел в бумажку и вывел этим аргентинцев из себя — в полуфинал вышла Германия. Известно, что шпаргалка перед полуфиналом чемпионата мира — 2014 года была и у Мануэля Нойера, но она ему не понадобилась — бразильцы, как все прекрасно помнят, самую малость не дотянули до серии пенальти. Самый свежий пример: голкипер «Осера» Донован Леон решил не повторять ошибок Леманна и написал перед четвертьфинальной игрой Кубка Франции с «Брестом» шпаргалку на своей бутылке с водой. В итоге Леон отразил два удара из четырёх, и «Осер» вышел в полуфинал. То есть лотереей саму серию пенальти могут называть только те, кто к ней вообще не готовится."