Афера века от НБУ.
Многие сегодня винят Гонтареву в неумелом управлении Национальным банком, но кроме профнепригодности мало кто может предъявить ей реальные обвинения в соответствии с УК. Но я готов Вам предоставить точную информацию и некоторые доказательства. Вы будете в шоке!
Всей стране навязано мнение, что ситуация на валютном рынке "очень плохая" и связана она с войной, упадком экономики, необходимости импорта энергоносителей и т.д. На самом деле события происходящие на валютном рынке Украины это афера спланированная и организованная НБУ и крупнейшими банкирами страны, а весь информационный шум нужен только в качестве прикрытия этого преступления. А теперь все по порядку.
Сначала, коротко как функционировал валютный рынок несколько последних лет, это необходимо для понимания непрофи, а что все-таки произошло. Любая фирма, которая что-то импортировала или экспортировала должна покупать или продавать валюту через свой банк на межбанковском валютном рынке, для этого она подавала заявку на покупку или продажу, где указывала сумму и курс, а банк, как "слуга", должен был выполнить волю "хозяина" или отрапортовать о невозможности проведения операции на указанных условиях. Заработок банка всегда состоял из двух частей: комиссии, выраженной в процентах от суммы операции и марже на курсе, т.е. насколько банк "соврет" фирме по какому курсу удалось купить или продать валюту. Совестливые банки добавляли к курсу копейку или две, ну а всем известные "экземпляры" добавляли и до 20 копеек, при этом проверить это клиент не мог никак, так как курс покупки валюты на межбанковском валютном рынке всегда был коммерческой тайной. Но в любом случае если Вы видели курс продажи валюты на межбанке (например на сайте minfin.com.ua) вам обязательно банк покупал по этому курсу или немного лучшему в тот же день, конечно при Вашем согласии. Задержек по выполнению заявок, в общем-то, не было. Если валюты, скажем, на рынке не хватало, это приводило к росту курса и рынок балансировался на новой величине. И в общем было не важно являетесь ли Вы клиентом крупного системного банка или маленького карманного, есть ли у Вашего банка экспортеры и импортеры, валюта покупалась и продавалась ими одинаково хорошо на межбанковском валютном рынке. Ключевые тезисы: покупка валюты происходила обязательно по сложившемуся на рынке курсу, валюта свободно перемещалась из банков экспортеров в банки импортеров, комиссии банков определялись условиями договора с клиентом.
Эта система торговли валютой на межбанке имела свои недостатки и возможности для спекуляций банками, но в целом была достаточно прозрачной и справедливой. Грабануть "по-жесткому" импортеров и/или экспортеров в этой системе у банков особых шансов не было: щипали по мелочи. С начала 2014г. в банковской системе Украины сложилась очень плохая ситуация, фактически 90% банков понимали, что если что-то не предпринять очень скоро - придёт "капец". Объяснений этому много (вывод активов, бегство бело-голубой элиты, рисковое кредитование ширпотреба и т.д.), про это много написано и не является целью моего повествования. На поиск "гениального" выхода из сложившейся ситуации были отряжены лучшие комбинаторы из банковской братии. Уже тогда они понимали, что банки не смогут выжить и поправить свои дела, если в кратчайший срок не заработают (а попросту украдут) очень приличные деньги, чтобы перекрыть свои проблемы. А заработать в короткий срок, для банковской системы, означало только одно: отжать деньги или у населения или у бизнеса. И был выбран второй вариант, реализовывать который, было поручено талантливому "комбинатору" из ING банка и ICU Валерии Гонтаревой. Самым простым способом ограбить бизнес оказался вариант "развода" по валюте, ведь наша страна весьма импорта-зависимая. Все очень просто: надо было создать механизм, по которому валюту банки выкупали бы у экспортеров по одному - низкому курсу, а продавали импортерам по другому - заметно высшему. И эта разница в курсах покупки/продажи должна была составить 20-30%. У плана существовало несколько рисковых моментов, которые необходимо было устранить:
1. Экспортеры могли не захотеть продавать валюту;
2. Экспортеры могли держать валюту за рубежом в ожидании улучшения курса;
3. Необходимо было создать дефицит валюты на рынке, при том, что реальный экспорт в стране превышал импорт (профицит торгового баланса составил в 2014г. 3,9 млрд.долларов);
3. Прозрачность валютного рынка не позволило бы банкирам-аферистам долго наживаться на разнице в курсах, все быстро бы закончилось;
4. Импортеры справедливо могли требовать закрытия заявок на покупку по декларируемому межбанковскому курсу в сроки, определенные в договорах с банками;
4. Конечно, нашлись бы те, кто понял, что происходит и начал искать справедливости. С судами все понятно, там всегда можно договориться, главное было минимизировать способность надзорных органов влиять на банки через административные инструменты;
Ну, что же цели определены, задачи поставлены, «За работу товарищи»! И засучив рукава, глава НБУ, вместе с попличниками, начала кроить правила игры на межбанковском рынке под себя.
Для создания текущего дефицита валюты на рынке Валерия Гонтарева закрыла глаза на массовый вывод валюты за границу крупнейшими банками по операциям, не предусматривающим поставку товаров и притворным сделкам т.е. валюта просто выводилась за рубеж взамен корпоративным правам, погашением штрафов и пеней, предоплатой за товар, который никто не собирался поставлять. Об этом много написано. Например:
https://www.facebook.com/olexij.roma…/posts/684963254959468…С августа 2014г. НБУ ввел 100% продажу валютной выручки, правда в сентябре слегка уменьшил этот процент до 75%, а срок возврата валютной выручки составляет 90 дней. Таким образом, была создана система, в которой честные экспортеры заводились на банковские редуты по отъему валюты без шанса вырваться, в общем, шли стройными рядами как бычки на бойню.
Со 2 сентября НБУ ввел требование, что гривневое покрытие по покупке валюты должно быть перечислено на специальный счет в банке, одновременно с этим банкам напомнили, что они совсем не обязаны покупать валюту сразу на третий день, на это у них есть аж 30 дней в соответствии с постановлением НБУ
№281 от 10.08.2005г. Как Вы все понимаете платить проценты за пользования деньгами клиентов никто банки не обязал.
С 19 сентября НБУ ввел новые правила проведения интервенций на валютном рынке, пресловутые «голландские» аукционы. Цель это действа абсолютно понятна: НБУ хотелось контролировать курс на рынке, т.к. фактически высшую цену всегда называл НБУ. Конечно такая система имеет право на жизнь, но как-то НБУ умолчало, что по такой системе товар продается на рынках где предложение заметно превышает спрос (например рынок цветов в Нидерландах). А вот избытка валюты у НБУ то и не было… Т.е. были заложены первые шаги для расслоения курса: НБУ продавал крохи по названному им курсу и называл его рыночным и межбанковским, а вся остальная валюта (99%) продавалась по стихийно сложившемуся курсу.
С 24 сентября НБУ ввел новый, доселе неведомый курс «индикативный», чем заставил бурно распространяться многие пишущие и с экранов-треплющиеся головы. При всей рекомендательности нового курса его введение привело к весьма плачевным последствиям. Механизм поиска этого шедеврального курса требует отдельного развернутого повествования и уголовного дела, вкратце это выглядело так: НБУ каждый день продавал 3 млн. долларов заранее отобранным банкам по все той же голландской системе, а последние имитировали торги, борьбу и устанавливающийся в этой борьбе равновесный курс, который ощасливленный НБУ и выдавал Украинской державе как чудом найденный «индикативный» курс.
Никого конечно не удивляет, веками существовавшие административные ограничения НБУ на отклонения курса покупки/продажи валюты на межбанковском валютном рынке от официального курса, только теперь этим базовым курсом стал всё тот же «индикативный» курс! И на первый взгляд было намерение благое методом обоснования в стиле «восемь плюс восемь равно сорок восемь…» заставить весь рынок валюты крутится вокруг достаточно низкого, сочиненного НБУ курса, которое, как и следовало ожидать, завело валютный рынок и страну в ад гиперинфляции и не контролируемого курса национальной валюты. Какая же черная дыра в мозгах чиновников национального банка если они считают, что можно написать на бумажке курс и заставить экономику жить по нему!
Идем дальше. Конечно заниженный «индикативный» курс порождает превышение спроса над предложением и валютной выручки экспортеров уже не может хватить на всех желающих купить валюту, а неудовлетворенный спрос всегда порождает спекуляцию. Стоит еще обратить внимание всех непосвященных, что обязательная продажа валюты экспортерами – это не наполнение валютной казны державы, как многие думают, эта валюта попадает в руки казначейства Вашего банка, и оно распоряжается ей как захочет. А захотеть оно может достаточно многое: может продать Вашей фирме, а может продать фирме Председателя правления или владельца банка, а может купить на свою открытую валютную позицию (это такой карман банка, куда можно складывать валюту в ожидании роста курса). При всех строгостях НБУ в отношении экспортеров и импортеров он не удосужился регламентировать работу банков с заявками на покупку/продажу валюты: ни очередность исполнения заявок, ни приоритетность заявок над пополнением валютной позиции, ни граничные размеры комиссии банков – просто ничего не регламентировано!!!
И кульминация: банки, имея каждый день поток валюты, принудительно отбираемой у экспортеров, устроили аукцион (опять же голландский) по ее продаже экспортерам. Сначала закрывали заявки тех кто, от безвыходности, готов был брать по заоблачному курсу, потом тех, кто ждал курса пониже, а остаток «сливали» либо на открытую валютную позицию либо «аффилированным» компаниям, которые просто выводили валюту зарубеж, дабы потом вернуть и продать ее по более выгодному курсу, благо 90 дней на эти спекуляции имеется. Для примера: в один и тот же день у экспортера Евро покупали по 18,2 грн./Евро, а продавали импортеру по 24,50 грн./Евро. Т.е. банк, как заправский спекулянт, поднимал 35% на каждом проданном Евро! И это при том, что 35% даже для розницы очень неплохая маржа, не говоря уже про другие сегменты.
Конечно, у внимательного читателя уже возник вопрос: а как же они обошли ограничения на курс продажи валюты, установленный НБУ? А примитивно просто! Де-юро валюта продавалась импортерам по курсу, близкому к «индикативу», но при этом банк взыскивал комиссию со скромной формулировкой «комиссия за межбанк» в размере тех самых 20 – 40% от объема проданной валюты. А если клиент и протестовал против такой комиссии то его просто "вычеркивали" из числа покупателей валюты. Не буду скрывать: были и совестливые банки которые старались не спекулировать, но к 15 января сдались последние. С 16 января спекуляция приняла всеобъемлющий характер и это странным образом совпало с совещанием главы НБУ с 40 наибольшими банками, на котором было решено о введении со 2 (а позже с 5) февраля единого курса.
Хотите знать сколько банки, пользуясь своим монопольным положением относительно реального бизнеса, нафарцевали? Откройте сайт minfin.com.ua и найдите объемы продажа валюты за каждый день, помножьте их на разницу между курсом продажи «рыночным» (включая комиссии банков) и покупки «от банков» (курс близкий к индикативу). Просуммируйте это все начиная с середины ноября по 4 февраля (сайт дает информацию про рыночный курс только с 16 декабря, до этого надо искать у тех кто реально покупал). 70 – 80% от полученной суммы и есть «спекулятивный» доход банковской системы, под предводительством талантливейшего спекулянта: Гонтаревой В.А.
Итог этой всей аферы: сумма в несколько десятков миллиардов гривен перекачивала от реального бизнеса (производящего, торгующего, оказывающего услуги) в карманы банкиров, которые закроют ими последствия свои афер, выдадут тому же самому бизнесу в виде кредитов под 30% годовых или (что более вероятно) выведут их зарубеж.
А теперь представьте себя на месте нормального украинского производителя, например холодильного оборудования для предприятий торговли. Вы экспортировали свою продукцию в Европу и получили за нее Евро, у Вас банк отобрал их по курсу 18,2. Чтобы сделать эту продукцию Вам нужно импортировать нержавейку (не производится в Украине), компрессорные агрегаты (малошумящие не производятся в Украине), электронные компоненты (не производятся в Украине), фреон и т.д. А купить Вы это все сможете по курсу 24,5. К чему это все приведет: Вы закладываете свои потери в стоимость продукции, а при этом ищете как-бы вместо валюты заводить в страну комплектующие и т.д. Надеюсь теперь всем ясно, что случилось с курсом валюты, при том что экспорт превышает импорт?
P.S. Правильно спрашиваю некоторые "А куда же смотрел НБУ"? А куда может смотреть НБУ если сам это организовал? Ваш покорный слуга написал жалобу в НБУ 26 декабря 2014г. на действия одного из банков. Данная жалоба была благополучно переслана для ответа по существу в тот самый банк на который я и жаловался, за подписью заместителя директора департамента банковского надзора господина Раевского. Кажется наступило время люстрации и в НБУ!