– ЦСКА традиционно славится своей трансферной политикой – подавляющее большинство приобретенных футболистов играют, и играют как минимум неплохо. Проблема адаптации иностранцев, судя по всему, решается успешно. А за счет чего?
– За счет того, что у нас эта работа построена очень серьезно. Я не могу, конечно, сказать, что мы в этом отношении можем сравниться, например, с «Шахтером», где решением всевозможных проблем бразильцев занимаются чуть не пятьдесят человек. Но все-таки мы уделяем очень большое внимание тому, чтобы наши иностранцы в Москве чувствовали себя максимально комфортно, и именно благодаря такому подходу мы иногда выигрываем конкуренцию за действительно больших мастеров.
Вот, скажем, Эльм. Он, когда искал новый клуб, очень заботился о сугубо бытовых вопросах: о том, чтобы на новом месте было хорошо его жене, его на тот момент трехмесячной дочери и его собаке. О том, чтобы от дома, где он будет жить, было как можно более удобно добираться до базы и до стадиона. О том, смогут ли наши повара обеспечить ему специальное диетическое питание, к которому он привык, и так далее. И мы получили его именно потому, что смогли гарантировать исполнение всех этих пожеланий.
С другой стороны, очень важным во время проработки трансфера является изучение личности футболиста, его человеческих качеств, привычек, наклонностей и так далее. Зная о них, вы можете с достаточной долей уверенности делать выводы о том, подойдет вам тот или иной игрок, приживется ли он в вашей команде, заиграет или нет. Хотя иногда, конечно, приходится рисковать. Потому, что некоторые футболисты, которые сейчас играют в ЦСКА, если бы они помимо репутации талантливых игроков обладали бы еще и репутацией безупречно адекватных людей, то они не за ЦСКА бы выступали, а за «Реал», или за другие европейские топ-клубы. Тот же Фернадес, сколько про него говорили: что он дважды сбегал из своего клуба, что проспал вызов в сборную, что вообще он очень странный молодой человек… Но вот сезон он у нас уже отыграл, и никаких проблем.