Коли я "єдиний у всьому світі" писав
Психическое заболевание, как правило, постепенно, а иногда и довольно внезапно в виде своеобразного «озарения» начинается с высказывания бредовых идей, прежде всего величия в виде утверждения о каких-либо великих научных открытиях в области гуманитарных наук или биологии и техники. Нередко высказываются при этом бредовые идеи изобретения. Теперь по сравнению с прошлым бредовые идеи значительно реже носят религиозное содержание с утверждением, что они (больные) являются великими праведниками, пророками, посланными «божественной силой» и пр.
Больные основываются всегда на фактах реальной действительности. При этом фактам, чаще всего не имеющим никакого отношения к больным, придается исключительно большое значение, и они являются предпосылкой для построения бредовых суждений, возникающих на паралогической основе. Больной, например, идя по улице, встречается с многочисленными прохожими, которые случайно взглядывают на него. Этот действительно реальный факт интерпретируется больным в том смысле, что незнакомые люди смотрят на него с восхищением, так как видят в нем выдающегося ученого, изобретателя, администратора. Достаточно в присутствии больного назвать имя какого-либо ученого, как больной сейчас же начинает утверждать, что этими словами собеседник хотел намекнуть на то, что больной не менее великий ученый, изобретатель и пр.
Систематизированный бред величия сливается на протяжении ряда лет со всем содержанием личности больного. Все его интересы и помыслы, а в связи с этим и его деятельность определяются в значительной степени бредовой системой. Через более или менее значительный срок, чаще всего выражающийся несколькими годами (3—5 лет), больной неизменно сталкивается с тем, что различные учреждения и лица не признают его мнимых достижений, открытий и изобретений. Не получая ни с чьей стороны поддержки и всюду наталкиваясь на непризнание, больной постепенно начинает считать, что против него работает какая-то организация, ставящая своей целью дискредитировать его, не допустить его открытий и изобретений в практику и даже погубить, уничтожить его.
Профилактика и лечение. Учитывая возможность возникновения параной у лиц, обнаруживающих черты параноической психопатии, следует создавать им такие условия в быту и на работе, где по возможности были бы исключены конфликтные ситуации. Каких-либо медикаментозных средств и биологических методов лечения параной не существует.
В отношении этих больных следует проводить большую психотерапевтическую работу, которая, однако, не должна идти по пути разубеждения больного в неправильности его бредовых построений. Опыт показывает, что такое разубеждение ни к чему не приводит и лишь вооружает больного против врача, к которому он теряет всякое доверие. Не возражая больному, но и не поддерживая его бредовых суждений, следует направлять общественно полезную трудовую деятельность больного, стремясь по возможности больше заинтересовать его и занять. Если больной не опасен для общества, его нецелесообразно помещать в психиатрическую больницу, но нужно всегда держать под наблюдением психоневрологического диспансера.
И. Ф. Случевский. Психиатрия. Медгиз, 1957