Иран не планирует направлять свои войска в Ливан на помощь "Хезболле", - спикер МИД Ирана Насер Канаани.
"Ливан доказал, что сам способен победить этот оккупационный режим. Ирану нет необходимости отправлять добровольцев или вспомогательные силы", - Канаани, цитата по ТАСС.
Вот так.
Данное заявление сделано спустя два дня после того как глава Комитета поддержки народа Палестины аятолла Мохаммад Хасан Ахтари объявил о начале регистрации "ихтамнетов" добровольцев для отправки в Ливан и на Голанские высоты.
При этом с субботы Израиль продолжал выносить членов высшего руководства "Хезболлы", бил по портовой инфраструктуре йеменских хуситов, ввёл запрет на посадку грузовых самолётов из Сирии и Ирана в Бейруте, но Иран всё равно отыграл назад.
Высокопоставленный советник президента Пезешкиана и экс-глава МИД Ирана Мохаммад-Джавад Зариф в воскресенье заявил, что "мы ответим когда придёт время и как посчитаем нужным", но та же формулировка была использована после ликвидации главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании. Ответа не последовало.
А верховный аятолла Хаменеи заявил, что у "Хезболлы" достаточно людей, которые могут заменить Насраллу.
Утром в журнале Time вышел материал с объяснением причин такого поведения, а также с прогнозом дальнейшей стратегии Ирана.
▪️Маловероятно, что действия Израиля спровоцируют прямую войну с Ираном. Вместо этого Иран сосредоточится на восстановлении "Хезболлы" и будет пытаться как можно дольше удерживать свою сеть прокси.
▪️Иран не хочет ввязываться в конфликт, в котором не может победить. Ирану придётся взвешивать свой ответ с учётом военного превосходства Израиля и усиления американских войск в регионе.
▪️Президент Пезешкиан имеет негласную поддержку от аятоллы Хаменеи по осторожным контактам с Западом для ослабления санкций. Ему важно не усугубить отношения с США и Европой.
▪️Иран несколько ошеломлён и ему нужно время на перегруппировку. Иран будет осторожным, возвращаясь к тактике партизанской войны и стратегического терпения.
▪️"Иран не бьётся за свои прокси. Его прокси бьются за Иран. Режим наиболее всего заинтересован в самосохранении и не будет подвергать себя риску", - Джонатан Лорд, директор Программы по безопасности Ближнего Востока. Лучше и не скажешь.
Игаль Левин цитирует речь президента Пезешкиана, объясняющую, почему Иран не спешит ввязываться в большую войну.
"Если что-то случится в стране, Иран исчезнет. У [Западного] Азербайджана появится свое правительство, у Курдистана, у Хузестана, у Белуджистана... То есть Ирана больше не будет. Если произойдёт борьба внутри нас, то так не будет, что кто-то придёт спасти Иран. Каждый станет силой в своем регионе. Будет хаос. Мы не хотим, чтобы в нашей стране был хаос", - Пезешкиан.
▪️"Режим аятолл очень боится сепаратизма и развала государства. Собственно, персы - это только чуть более половины населения страны, а остальные - это другие народы. Персы - умные люди, они смотрят, в какую пропасть несется РФ с их большой войной, и они понимают, что не вывезут такое", - пишет Игаль.
И добавлю один пункт от себя - чисто военное обоснование. Иран находится в тысяче километров от Израиля, разделённый Ираком и Сирией, а также Иорданией, которая в апреле сбивала летящие на Израиль иранские ракеты и БПЛА.
Военная логистика на таком расстоянии - это сущий ад, пускай даже через дружественные Ирак и Сирию. Россия в феврале-марте 2022 не справилась с логистикой через Беларусь и была вынуждена отвести растянутые цепочки войск от Киева, Чернигова и Сум.
Конечно, Ирану, в отличие от России, не пришлось бы вести наступательную войну, его войска могли бы окопаться на границе, расположившись на базах в Сирии и Ливане. Но с учётом того, что у Израиля нет никаких ограничений для ударов по вражеской территории, по иранским войскам летело бы всё то, что сейчас летит по "Хезболле".
P.S. Это не означает, что иранских "ихтамнетов" не окажется в Ливане. В материале Time говорится, что Иран может направить в пограничные районы "тысячи бойцов" из Сирии и Ирака, чтобы усилить сдерживание Израиля. Но речи о полноценной войне между двумя государствами не идёт.