Вот как семья Мбаппе выбивала деньги из «Монако» и «ПСЖ». Очень много денег
Новая серия Football Leaks: журналисты обработали десятки электронных писем и восстановили скрытую часть карьеры Килиана Мбаппе, самого талантливого игрока современности.
Первые документы с фамилией Мбаппе, которые появились у Football Leaks, датированы декабрем 2012-го. Тогда Килиану только исполнилось 14, он тренировался в Национальном институте футбола Клерфонтэн (престижная футбольная академия Франции) и мечтал когда-нибудь перейти в «Реал» или «Челси».
Родители футболиста значительно влияли на его карьеру, у обоих было спортивное прошлое. Отец играл и тренировал «Бонди», первый клуб Килиана, а мама профессионально играла в гандбол.
В марте 2013-го Уилфрид полетел в тренировочный центр «Монако» на переговоры. Перед общением с ним люди из академии получили установку от генерального менеджера Вадима Васильева: «Держите меня в курсе, это приоритетный талант для нас».
В июле Мбаппе стал игроком «Монако». Он получил подписной бонус в 400 тысяч евро (фантастическая опция для 14-летнего игрока) и стандартную зарплату игрока академии – 600-700 евро в месяц.
Мбаппе чувствовал особое отношение со стороны топ-менеджмента и вел себя соответствующе. Тренеров раздражало, что игрок не возвращается в оборону, но тем не менее в 16 лет он играл за команду 19-летних.
Тогда же у родителей футболиста и руководства клуба началась война за первый профессиональный контракт.
«Они не торопятся ничего подписывать, прекрасно понимают талант своего сына, они знают, что рано или поздно получат очень интересные финансовые предложения», – писали тогда в отчетах для Васильева.
Перый контракт с «Монако», ультиматумы
В декабре 2015-го Леонардо Жардим впервые выпустил 17-летнего форварда в старте, в феврале он стал самым молодым автором гола в истории клуба. Но отец игрока все равно был недоволен: сын должен играть чаще.
Разгар конфликта пришелся на начало 2016-го. Если «Монако» не подписывал новый контракт с футболистом, то летом терял бы его бесплатно. В очереди уже стояли топ-клубы Европы. Васильев нервничал и поэтому ставил ультиматум отцу игрока: если он не подпишет контракт, то на ближайшие полгода вернется в молодежную команду.
Это подействовало. Уилфрид продолжил переговоры, но ставил свои условия. Требовал, чтобы в контракт игрока вписали гарантированное игровое время. «Монако» запросил такую возможность у юриста лиги 1 и получил ответ: «Должен признаться, за 10 лет, что я работаю в лиге, впервые получаю такой вопрос». Клубу дали понять, что это противоречит правилам, такой пункт оказывает давление на тренера, а тренер должен быть свободен в выборе.
3 марта – решающий день в переговорах. Васильев отправил за семьей Мбаппе частный самолет, на котором мать, отец и сводный брат игрока отправились из Парижа в Монако. Первоначально клуб предлагал подписной бонус в 300 тысяч евро, но семья выторговала 3 миллиона. Через три дня контракт был подписан. Зарплата – 1 млн евро (без учета налогов) в сезон, после выплаты налогов они превращались в 500 тысяч. «Монако» не пожалел – благодаря Мбаппе клуб провел один из лучших сезонов в истории: выиграл чемпионат и вышел в полуфинал ЛЧ.
Переговоры с «Реалом»: продажа Бэйла, 14 млн евро в год
Летом 2017-го Васильев на совете директоров рассказал, что Мбаппе запросил 16-кратное увеличение зарплаты. Он хотел получать 8 млн евро чистыми – столько же, сколько Радамель Фалькао. Футболист требовал, чтобы клуб платил за него налоги.
Терпение «Монако» закончилось, начались переговоры с «Реалом». 20 июля клубы согласовали условия 180-миллионного трансфера. Все выдохнули, но очень скоро юристы выяснили, что из-за особенностей испанского законодательства «Монако» по итогам сделки должен будет заплатить 34 млн евро налогов. В Монте-Карло не хотели терять такие деньги. На следующий день «Реал» согласился компенсировать эту сумму и предложил 214 млн. Параллельно Уилфрид Мбаппе общался с Флорентино Пересом и вел себя нагло. Отец игрока беспокоился, что Мбаппе придется воевать за место в старте с тремя суперзвездами (Роналду, Бэйлом и Бензема), требовал 14 млн евро в год и говорил про «очень большое предложение от «ПСЖ».
«Реал» попытался продать Бэйла, чтобы хоть как-то компенсировать траты и одновременно успокоить отца Мбаппе, но безуспешно. В начале августа Мбаппе объявил Васильеву, что они выбрали Париж.
«ПСЖ» тогда только-только заплатил рекордные 222 млн за Неймара и казалось, не потянул бы второй топ-трансфера из-за финансового фэйр-плей. Оказалось, что все возможно.
На первой встрече со спортивным директором «ПСЖ» Антеро Энрике Килиан и Уилфрид запросили 5-летний контракт стоимостью 50 млн евро чистыми и подписной бонус 5 млн евро. Париж согласился и взял на себя налоги Мбаппе – то, чего побоялся сделать «Монако». Условия контракта предусматривали рост зарплаты – она стартовала с 7 млн в год в сезоне-2017/18, достигала 9,3 в сезоне-18/19 и должна была расти на миллион каждый год до конца контракта. Это сделало Мбаппе вторым в рейтинге зарплат французского футбола – впереди только Неймар.
Переговоры с «ПСЖ»: частный джет, 30 млн евро бонусов
Но на этом Килиан и Уилфрид не остановились. Они запрашивали дополнительные опции – люди из «ПСЖ» слушали в ступоре.
• Мбаппе хотел автоматического увеличения зарплаты до 30 млн евро в случае получения «Золотого мяча».
• Просил 400 тысяч евро чистыми в случае победы в лиге 1.
• Просил 50 часов полетов на частном самолете в год. Хотя игроку и так полагалось 30 тысяч евро дополнительно на расходы для управляющего по дому, водителя и охраны.
• Отец Мбаппе хотел, чтобы «ПСЖ» брал на себя обязательство отпустить игрока в ближайшие три года, если бы другой клуб предложил Мбаппе бОльшую зарплату.
• Уилфрид просил разрешение присутствовать на тренировках «ПСЖ» и организовывать индивидуальные занятия для сына под присмотром людей из клуба.
• Семья просила, чтобы «ПСЖ» оплатил реконструкцию стадиона «Бонди», бывшего клуба Уилфрида и Килиана.
«ПСЖ» ответил отказом на все дополнительные запросы, кроме присутствия отца на тренировках.
Семья немного расстроилась, но все равно с волнением готовилась к новой жизни в Париже. Они были уверены, что все трансфер почти оформлен.
Клубы на переговорах отталкивались от суммы, которую предлагал «Реал» (180 млн евро без учета налогов). В итоге сошлись на том, что «Монако» отдает Мбаппе в бесплатную аренду на первый сезон, а потом получает 145 млн евро сразу и еще 35 млн евро бонусами в случае перепродажи. Тогда все были уверены, что это способ обойти финансовый фэйр-плей для «ПСЖ». Но сложную схему придумали, чтобы избавить «Монако» от уплаты налогов. Финансовый директор «Монако» Александр Сарразэн писал Васильеву: «Возможно, сейчас стоит перенести полноценный трансфер на следующий сезон. Это будет проще для них и лучше для нас».
«ПСЖ» был доволен. Это ничего не меняло с точки зрения финансового фэйр-плей (правила УЕФА предусматривали борьбу с такими махинациями), но освобождало лишние деньги в парижском бюджете. Переход был почти согласован, до закрытия трансферного окна оставалось 12 дней. Началось самое интересное.
Переход Мбаппе в «ПСЖ»: хроника
19 августа
«ПСЖ» решает сбить стоимость и включить в трансфер какого-нибудь футболиста. Предлагает «Монако» 140 млн евро чистыми в течение четырех лет, из которых в первый сезон будет выплачено только 10, и футболиста стоимостью 40 млн евро. Васильеву этот вариант кажется интересным. Он выбирает Юлиана Дракслера. «ПСЖ» отказывает и предлагает бразильца Лукаса Моуру. Это не устраивает «Монако», потому что они уже израсходовали квоту на неевропейских игроков (4).
21 августа
В 21:30 Васильев ставит ультиматум спортивному директору «ПСЖ» Антеро Энрике: «Сейчас кажется, что у нас остался один возможный выход из ситуации – 180 млн евро наличными. Мы даем вам время до 18:00 завтрашнего дня, после этого считаем, что переговоры закончены». «ПСЖ» выбивает отсрочку и уговаривает «Монако» все же взять Моуру. «Монако» снова отказывается.
27 августа
«ПСЖ» отправляет еще одно предложение Васильеву: 30 млн евро сразу за годичную аренду, еще 115 млн тремя платежами до 2020 года, а также 35 млн долларов бонусами. Для «Монако» все выглядит неплохо, но на этот раз ультиматум ставит «ПСЖ» – нужно определиться до полуночи.
К полуночи не удается договориться из-за мелочи. «ПСЖ» настаивает, что «Монако» ничего не получит, если Мбаппе травмируется или умрет в первый год аренды. «Монако» взамен предлагает «Парижу» застраховать платеж на 180 млн евро.
29 августа
До закрытия трансферного окна 48 часов, все почти готово, но юристы «ПСЖ» обнаруживают в договоре то, что их категорически не устраивает. Аренда Мбаппе оформлена как покупка услуги иностранной компании Monegasque, это облагается налогом 33.3%. В «ПСЖ» говорят, что из 30 млн евро 10 нужно отдать на налоги, поэтому «Монако» получит только 20. «Монако» это не нравится, они не хотят терять треть от арендной стоимости игрока.
Мбаппе все это время находится на базе сборной Франции, его родители ждут в номере парижского отеля, который для них снял «ПСЖ». Они нервничают и считают, что будущий клуб игрока намеренно зачем-то тянет время. Трансфер близок к срыву.
30 августа
До закрытия трансферного окна чуть больше суток, рабочий день уже закончен, но в 18:45 Энрике приходит письмо от Васильева. «Монако» идет на компромисс и предлагает новый вариант: бесплатная аренда в первый год, 90 млн евро в июле 2018-го, 55 млн евро через год и бонус в 35 млн.
Налогами облагать нечего, «ПСЖ» все устраивает, именно поэтому второй по стоимости игрок мира переходит в бесплатную аренду.
31 августа
Все готово. Люди из «ПСЖ» мчатся на базу сборной в Клерфонтэн, чтобы подписать контракт с футболистом. Главный тренер Дидье Дешам соглашается отпустить Мбаппе на полчаса после обеда. Футболист подписывает финальную версию контракта.
До закрытия трансферного окна остается 14 часов.
Роль Мендеша
Семья Мбаппе вела переговоры с «ПСЖ» без участия агентов, им помогала только парижский адвокат Дельфин Верхейден. Посредники включились в сделку утром 31 августа. Юридического директора «Монако» попросили вписать в контракт итальянского агента Роберто Календу и португальца Жорже Мендеша.
По данным Football Leaks, Мендеш тесно связан с владельцем «Монако» Дмитрием Рыболовлевым с 2013 года. 31 августа всплыл контракт, который якобы был подписан 11 июля. Условия предусматривали, что Мендеш должен получить 5% от трансфера Мбаппе, если игрок будет продан за 180 млн евро. Поэтому в итоговом трансферном договоре было указано, что Мендеш получит свои 9 млн евро – 7,25 млн + 1,75 млн, когда «ПСЖ» выплатит 35-миллионный бонус.
Football Leaks утверждает, что договор от 11 июля был оформлен задним числом, что Васильев подписал его только 8 сентября, к тому моменту подписи Мендеша все еще не было. В агентстве Мендеша Gestifute на условиях анонимности говорили, что отсутствие подписи на договорах – обычная практика для них.
В переписках и публикациях о переговорах «Монако», «ПСЖ» и Мбаппе Мендеш почти не всплывал, поэтому, вероятно, он вообще никак не участвовал в сделке, но по каким-то причинам (связям с Рыболовлевым) получил бонус.
Его имя появилось только однажды. 22 марта Мендеш отправил Васильеву имейл, где были три ссылки на испанские публикации об интересе «Реала» к Мбаппе (одна из них вела на сайт AS) и ни одного комментария.
«Это хорошо для нас или мне попросить Жорже остановить это?» – спросил тогда Васильев у директора по связям с общественностью Бруну Скропеты.
«Если вы не хотите продавать его летом, то лучше ограничить это. Это все усложнит. Но если нужен аукцион, то это не так плохо».
Роль Календы еще более загадочна. Он получил от «Монако» 2 млн евро по контракту, который был подписан только в конце сентября.
Рыболовлев
Продажа Мбаппе – самая прибыльная сделка в истории футбола. «Монако» заплатил подписной бонус в 3 млн евро в 2016-м, а в 2017-м получил 180, в шестьдесят раз больше. По документам Football Leaks, юридически бенефициаром этой сделки является не «Монако», а владелец клуба Дмитрий Рыболовлев, почти вся прибыль от сделки ушла ему. В 2018-м клуб должен был перечислить президенту 77 млн евро, а в 2019-м – еще 47. В общей сложности 124 млн евро.
«Монако» все опровергает и утверждает, что деньги остаются на счета клуба, хотя формально принадлежат акционеру.