Увы, прав был Крыленко, говоря: «Политика – такая вещь, которая, как природа: гони ее в дверь, она войдет в окно». Вот зарекался я писать о шахматных съездах, о бесконечной борьбе на них с «контрреволюцией», «приспешниками буржуазии» и «агентами мирового империализма», – но что делать, если политикой были пронизаны все советские шахматы? И если без знания «идеологической» подоплеки не понять, почему кто-то из шахматистов выпадал из обоймы, а кого-то жизнь стремительно выносила наверх, почему был закрыт журнал «Шахматы»,
почему вдруг приличные люди стали писать неприличные вещи об Алехина и Боголюбове, отчего скукожился язык даровитых авторов, оскудела их мысль, исчез юмор? Откуда в шахматной среде, такой индивидуалистичной и разномастной, вдруг взялось такое поразительное единомыслие? Неужели все вот так разом сломались и безропотно подчинились тупой государственной машине большевизма, уже не первый год методично перемалывающей всё самое яркое, талантливое, духовно свободное в русском обществе?
Да нет, конечно. Помню, мне еще Юрий Львович Авербах говорил, что хребет нашего гражданского общества был окончательно перебит только к середине 30-х, а в 20-е годы интеллигенция еще не боялась высказывать «чуждые» взгляды, вступать в полемику, отстаивать свое мнение. Тот же Богатырчук в ответ на оскорбительные выпады в свой адрес мог дать резкую отповедь самому Крыленко, а Романовский в знак протеста выйти из редколлегии «Шахматного листка». И это не воспринималось как подвиг или поступок камикадзе, после которого обоим оставалось только ждать прихода чекистов. Нет, это было обычное проявление человеческого достоинства, принятое в русском обществе. И, между прочим, журнал напечатал их открытые письма. А как же иначе: человек ведь должен иметь возможность защитить себя и свою честь! Это потом уже «вошли в моду» совсем другие письма: либо покаянные, с признанием своих ошибок и заблуждений, либо коллективные, с требованием кого-нибудь расстрелять…
О скандальном неучастии двух чемпионов СССР в чемпионате страны речь впереди. А начнем со статьи Крыленко под неброским заголовком «Еще о политике и шахматах». На самом деле это потрясающее свидетельство эпохи! Из статьи видно, какое сопротивление встречала насильственная политизация шахмат, как еще внутренне свободны были люди, кто натравливал шахматный «молодняк» на «стариков», кто… Впрочем, внимательный читатель всё поймет сам.