Сообщение #1091702 Просмотреть на стене →

Об истории одного успеха. О тех вещах, которые можно применять не только в футболе. О том, как строить команду и эффективно ею управлять. О победах и поражениях. О мотивации . О таланте. О трудолюбии и профессионализме. О Лобановском.
(часть первая)

«Мы будем делать команду- звезду… И вы, соответственно, тоже станете звездами. Если захотите… все в ваших руках…»

Лобановскому верили с первого слова, с первого взгляда. За ним хотелось идти.

Хорошо помню первую встречу. Нас собрали в зале, сказали что будет представление нового тренера. Мы, конечно же, уже были наслышаны от старших игроков про жёсткий суровый характер Лобановского , но каждый хотел сложить свое мнение,да и просто было интересно увидеть человека, который теперь будет распоряжаться нашей судьбой.
Валерий Васильевич Лобановский в зал зашёл не спеша, выдержал паузу.

Первое впечатление - сильный, авторитетный. Привык, что ему подчиняются.
В нем нет нервозности или суеты. И взгляд. Цепкий, тяжелый, очень внимательный.

« Никакого основного состава у меня нет и не будет – играть будут те, кто заслуживает…» - Лобановский говорил те слова, которые мечтает услышатьот нового тренера , наверное, каждый футболист… Да что там – любой нормальный человек хочет услышать, что будут оценивать твои талант и упорство, а не то, что ты там чей-то кум, сват или брат… и даже твоя трансферная стоимость никому не интересна : работай - и только тогда будет тебе счастье…

Лучшей мотивации трудно было придумать.

Первое правило, которое ввел тренер – обязательное рукопожатие перед тренировкой. Все игроки команды должны были в обязательном порядке поздороваться за руку с Валерием Васильевичем и всеми тренерами и посмотреть в глаза. Не все могли сделать это без проблем. Васильич (именно так звали Лобановского в команде) видел все сразу. Если вечер был "тёплым", если что-то случилось и ты расстроен - понимал сразу.
Кстати, Лобановский всегда делал ударение на том, что он работает не один, он работает в команде тренеров. После Сабо остались Михайличенко и Демьяненко. Базилевич тоже появлялся на базе, но с командой общался мало. Михайлов занимался вратарями.
Где-то месяца за три до появления Лобановского в команде появился Анатолий Пузач. Я так понимаю, в его задачи входил предварительный сбор информации и оценка обстановки в команде. Харизматичный, с чувством юмора – футболисты быстро полюбили Кириллыча . В паре Лобановский-Пузач он всегда играл роль доброго полицейского, давал нам возможность чуть-чуть уменьшить нагрузки, лишний раз отдохнуть.
Так что к тому времени, как Валерий Васильевич появился в команде, он уже представлял – с кем придется работать.
Было тяжело, но очень интересно.
Об этом мало кто знает - я целый год записывал за Лобановским каждую тренировку и каждое теоретичекое занятие.
Я писал, чтобы ничего не забыть. Вечером, сам борясь со сном, теребил сонного Саню Шовковского, если что-то забывал( мы жили с ним на базе вместе). Он возмущался, вспоминал что мне надо и засыпал, а я писал дальше... иногда я так и засыпал с ручкой и тетрадкой. Недавно нашел эти записи. Ничего волшебного, конечно, в них нет.
Все, что мы делали, уже делал кто-то до нас.
Ведь, если откровенно, то учить играть в футбол в двадцать лет – поздно. Обучение технике игры длится лет до шестнадцати. Все, что ты умеешь – это результат работы детских тренеров. Ну и, конечно, природные данные.

Феномен работы Лобановского был в том, что он взял набор уже готовых футболистов, фактически барахла - и буквально выковырял из нас то, на что мы были способны. Он заставил нас играть так, как мы не играли никогда до этого.

Для начала нас всех протестировали.
Звучит просто. А на деле – я три месяца по ночам видел сны, что мы бежим.
Мы прошли все мыслимые и немыслимые виды тестов.
В основном, конечно, тесты были на выносливость. Каждая тренировка была новым испытанием.
Самым страшным и тяжелым для меня оказался тест - пять по триста. Нужно бежать триста метров с определенной скоростью, не выше и не ниже. Потом четыре минуты отдыхаешь, в это время у тебя меряют давление, потом опять бежишь. И так пять раз. На пятый раз кажется, что ты отрываешь от земли не ноги, а полуторатонные мешки – рваный ритм не дает возможности восстановиться, а задача бежать с определенной скоростью становится практически нереальной. Тренера кричат: "тяни бедро!" - а ты уже не понимаешь где то бедро и куда его тянуть, кислород заканчивается и дышать нечем.
После этого теста жутко болела голова. Дрожало все – руки, ноги, колени. .. На Набережной Ялты в кафе попросил пакет со льдом. Пришел, сел за стол к пацанам, положил на голову… Они говорят – ты что делаешь?! Говорю – вы не понимаете, как попускает! Пакет пошел по кругу..))

Тестов было множество. Как у космонавтов перед полётом. Причем, на тесты все реагировали по-своему. Было такое, что во время тренировок кого-то тошнило, кто-то порыгал и дальше пошел тренироваться, кто-то терял сознание, вобщем, все бывало... Было такое, что падали без сил. Было, что ломались, психовали и уходили. Тех, кому было легко – не было.
Один молодой футболист, грузин, как-то явился утром на медосмотр с раздувшимся большим пальцем на ноге. Все понять не могли как и где он так смог травмироваться. Даже тренера голову ломали. А правда оказалась такой – он ночью дверью сам себе сломал палец. Сознательно. Не выдержал нагрузки.
В команде постоянно были на просмотре новые игроки. Вопрос , вобщем-то , ставился так : работаем, кто выживет – тот выживет.
Из тех, кто был в команде до прихода Лобановского, как ни странно, выжили все. Из них же постепенно стал формироваться основной состав.
Новички были , но никаких поблажек для них не было. Помню, когда Каха Каладзе только появился в команде, уже после сборной Грузии и тбилисского « Динамо» – и потерял сознание на тесте пять по триста. Раза после четвёртого. Отнесли его в раздевалку, он пришёл в себя... Психанул, сказал что имел он во все места такой футбол… через пару месяцев вкалывал наравне со всеми.
Во время тестов и тренировок нас снимали на камеру. Крупным планом – лица. Скорее всего, хотели понять кто как выносит нагрузки, кто как терпит.
Нарушать спортивный режим в таких условиях было нереально . Никто тебя не контролировал, но все четко понимали – любое нарушение автоматически приводит к тому, что завтра ты сдохнешь на тренировке.
Одновременно с Лобановским в команде появилась научная группа во главе с Зеленцовым. И мы снова сдавали кучу тестов – но на этот раз на компьютере. На логику, на быстроту реакции, на внимательность, на память и т.д. Задания были разные – то кнопку нужно было нажимать максимальное количество раз, то шарик ловить, то еще что-то… В основном у всех результаты были неплохие, но был у нас в команде один футболист, неизменно доводивший свои результаты до совершенства. Сам, никто его не заставлял, а он проходил эти тесты снова и снова, пока не добивался лучшего результата. Знаете, кто? Андрей Шевченко. Уходил оттуда всегда последним.

Валерий Васильевич очень много рассказывал и объяснял нам во время теоретических занятий. Каждое наше действие было разжевано с точки зрения целесообразности. Он ввел понятие оценки игрока по количеству ТТД (тактико-технических действий). Польза игрока оценивалась с точки зрения количества сделанных передач, борьбы, подач и тд. Например, про Ширера Лобановский как-то сказал, что тот никогда не играл бы у него в команде. У него за игру бывало иногда не больше двадцати ТТД. Мол, если гол забивает, то польза есть, а если нет – то абсолютно бесполезный игрок. После каждой игры проводился анализ пользы действий каждого игрока, действий команды в целом. Футбол приобрел математическую точность показателей.
Часто было такое, что тренер вызывал игроков к себе индивидуально и спокойно объяснял, на что нужно обратить внимание, где была ошибка, над чем нужно поработать, на какие моменты обратить внимание. А самое главное – он заставлял анализировать и думать. Не думающие игроки были ему неинтересны.

Интересная история была как-то с тернопольской «Нивой». Играли на выезде, погода была плохая, грязь, слякоть, поле ужасное... игра не задалась – в течении двух таймов оббили все штанги, задавили соперника, не выходили с их половины поля, но проиграли со счетом 0:1. Стыдно было глянуть тренеру в глаза, такие были расстроенные. Думали, ругать будет. А Лобановский зашел в раздевалку и сказал :
« Ну что... Будете так и дальше играть – будете чемпионами. Молодцы! »
Мы обалдели. Первый раз на моей памяти тренер похвалил команду после проигрыша, причем после проигрыша сопернику ниже уровнем.

Лобановский всегда говорил, что уровень соперника неважен. Важен – твой собственный уровень.

К сильным соперникам нас готовили сразу, с первых же занятий, с первых тренировок...
P.s. Продолжение следует...
 
+13
Последние новости
Букмекеры не видят явного фаворита в матче «Динамо» — «Виктория», но небольшое преимущество отводят киевлянам Дмитро КУЛЕБА: "0:4 "Динамо" від "Ференцвароша" - історія про війну. Після якогось періоду тобі кажуть "Красень", а в другому таймі тих самих людей розмазують" Журналіст: "Динамо" вже немає куди відступати. Команда посідає останню сходинку в ЛЄ, тому час нарешті зіграти на результат" Володимир ШАРАН: "Динамо", безумовно, було фаворитом і за всіма показниками переграло "Черноморець" ще у першому таймі" Далот: «Рубен Аморим — именно тот, кто нужен для такого клуба» «Колос» — «Динамо»: арбитры. Рефери в поле в этом сезоне уже судил «Динамо» "Динамо" – "Вікторія" Пльзень і "Тоттенхем" – "Рома": хто прокоментує матчі на MEGOGO Рубен Аморим: «Нам нужно улучшить понимание игры» Матч «Динамо» — «Виктория» обслужит бригада арбитров из Португалии. Рефери в поле в сентябре судил сборную Украины Новости соперника. Российский легионер «Реала Сосьедад» может пропустить матч с «Динамо»
Опрос
Скільки триватиме війна?
Менше місяця
13%
13%
Менше трьох місяців
26%
26%
До півроку
23%
23%
До року
15%
15%
Більше року
23%
23%
Оценки
Оцените действия игроков Динамо в матче с Мариуполем
Бущан
5,0
50%
Кендзера
4,0
40%
Забарный
5,0
50%
Сирота
5,0
50%
Караваев
3,0
30%
Сидорчук
6,0
60%
Шапаренко
6,0
60%
Буяльский
4,0
40%
Де Пена
4,0
40%
Цыганков
3,0
30%
Вербич
3,0
30%
Гармаш
4,0
40%
Тымчик
4,0
40%
Витиньо
4,0
40%